Эта модель больше не производится.
Возможность предзаказа или аналог данной модели уточняйте у менеджера.
Огромная японская компания основанная в 1926 году
JVC - Victor Company of Japan
Является разработчиком формата VHS (старые видеокассеты)
Всю свою историю продукты компании были символом электроники премиального класса
В линейке проекторов представлены только проекторы премиум сегмента с наивысшим качеством изображения.
Источник IXBT.com
Внешне проектор практически один в один — JVC DLA-X7-B. Не хватает только логотипов, обозначающих наличие сертификатов THX 3D и ISFccc, и пары разъемов на задней панели. Описание можно просто повторить. Линии корпуса строгие, дизайнерские излишества отсутствуют. Материал корпуса — это пластик с черным блестящим, зеркально-гладким покрытием, за исключение днища и задней панели, которые черные, матовые и без покрытия. Блестящее покрытие относительно устойчиво к царапинам, а мельчайшие блестки эффективно скрывают мелкие повреждения и следы от пальцев. Кольцо вокруг ниши объектива изготовлено из анодированного и тонированного алюминия. На стыке верхней и передней панели находятся индикаторы состояния (индикатор STAND BY/ON светится зеленым при разогреве лампы, мигает красным при охлаждении лампы, светится красным в режиме ожидания и не горит при работе проектора). Спереди — окошко ИК-приемника и две решетки, через которые выдувается теплый воздух (через правую поток больше).
На задней панели находятся все разъемы, окошко второго ИК-приемника, кнопки управления, крышка отсека лампы и по бокам воздухозаборные решетки (еще одна небольшая оснащенная сменным воздушным фильтром есть на днище).
Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (примерно на 10 мм), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из пластика с матовым покрытием типа «Soft touch», на ощупь напоминающим резину. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки некрупные, подписи контрастные, но немного мелковаты. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся небольшой круглой и фосфоресцирующей кнопочкой LIGHT. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки.
Проектор оснащен двумя HDMI-интерфейсами версии 1.4a и компонентным входом. К компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Под HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или непосредственно тремя кнопками на пульте, каждая на свой вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI). Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. В зависимости от установок в меню на выход TRIGGER подается 12 В или при включении проектора, или при выборе анаморфного режима, или не подается вовсе. В первом случае этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом, во втором — приводом анаморфотного объектива. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды. Есть разъем для подключения внешнего ИК-приемника. Разъем типа mini DIN 3 pin предназначен для подключения внешнего излучателя синхронизации стереоскопических очков.
Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может и несколько мелковатый. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз.
Есть русская версия меню, перевод на русский язык отличается высоким качеством.
К проектору прилагается напечатанное руководство на русском языке.
Все, что имеет отношение к объективу, оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка (отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении, в меню установок автоматическое закрытие можно отключить), механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига.
Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить). Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. Удерживая нажатой неприметную кнопочку на днище, можно вручную сдвигать шторку объектива, чтобы, например, почистить его при выключенном проекторе. Есть функция цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений (как сказано в руководстве, она отключается в режиме 3D).
Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение приводится к формату 4:3 и увеличивается до ближайших границ области проекции; 16:9 — картинка увеличивается до границ области проекции и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD- и анаморфированных фильмов; Увеличение — изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит для формата LetterBox.
Еще есть два режима для работы с анаморфотным объективом-насадкой, один для формата 2,35:1, второй для 16:9. При подключении к компьютеру для разрешений меньше 1920 на 1080 пикселей можно выбирать из режимов с максимальным увеличением с сохранением пропорций, выводом без интерполяции и увеличением на всю область проекции. Дополняют режимы трансформации цифровой сдвиг изображения по горизонтали и по вертикали. С помощью этой функции можно, например, в режиме Увеличение сдвинуть изображение так, чтобы на экране поместились субтитры. Настройка Маскировка поможет избавиться от помех по периметру изображения. Она позволяет на 2,5 или 5% обрезать картинку по периметру или на указанное значение (от 0 до 5%) по всем четырем краям независимо. Подрезка выполняется без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой HIDE (при этом индикатор на корпусе мигает зеленым).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс или управляющих обработкой изображения, много. Настройку изображения можно начать с выбора профиля (список Режим изображения). Если результат сразу не устроит, то далее можно выбрать или настроить цветовую температуру (усиление и смещение трех основных цветов), выбрать или настроить профиль гамма-коррекции, выбрать профиль цветового охвата, подправить настройки Контрастность, Яркость, Насыщенность и Оттенок, отрегулировать подчеркивание контуров и подавление видеошумов.
Параметр Апертура линзы управляет диафрагмой объектива, параметр Clear Motion Drive управляет функцией вставки темных или промежуточных кадров, а параметр Настр. экрана позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под используемый тип экрана.
Настройка Уровень черного, видимо, просто сдвигает вверх нижний диапазон яркости, чтобы в условиях неполного затемнения сохранялась детализация в тенях. Выбрав режим пониженной яркости можно несколько уменьшить яркость и шум от системыохлаждения заодно. Есть функция сведения трех основных цветов, но она программная, поэтому имеет небольшую практическую ценность. По всей видимости, настраивать проектор можно с помощью специальной программы, запускаемой на компьютере, подключенном к проектору по RS232, но подробности нам не известны.
Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя.
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора JVC DLA-X3-B (если не указано иное, то Цвет. температура = Яркий, Апертура линзы = 0 (диафрагма открыта полностью), Мощность лампы = Высокая, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Режим | Световой поток |
— | 1385 лм |
Цвет. температура = 6500 К | 960 лм |
Мощность лампы = Нормальная | 915 лм |
Апертура линзы = ?15 | 936 лм |
Равномерность | |
+7%, ?18% | |
Контрастность | |
333:1 |
Максимальный световой поток соответствует паспортному значению (заявлено 1300 лм). Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 27?350:1 |
Цвет. температура = 6500 К | 18?970:1 |
Апертура линзы = ?15 | 43?500:1 |
Максимальное фокусное расстояние | 37?110:1 |
Максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = ?15 | 50?600:1 |
Full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме и на длинном фокусном расстоянии она достигает максимального значения, которое, соответствует заявленным 50?000:1. Отметим важный момент: это так называемая нативная контрастность, в создании которой не участвует динамическая диафрагма, регулирующая световой поток между кадрами в зависимости от общей яркости сцены. Нативная контрастность характеризует глубину черного и видимый контраст в кадре в случае темных сцен.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для профиля гамма-кривой Нормальная и настройках по умолчанию (только уровень черного мы подправили до различимости всех оттенков в тенях), а также яркость 17 оттенков для оставшихся четырех профилей гамма-кривой:
В скобках приведены показатели аппроксимирующей функции. Видно, что показатель ниже стандартного значения 2,2, поэтому для приведения гаммы к эталону придется выполнять дополнительную коррекцию. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами с шагом через 1 (для профиля гамма-кривой Нормальная):
Несмотря на некоторый разброс, тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне. Яркость ближайших к черному оттенков растет, хотя зависимость и отличается от линейной, которая в этом диапазоне предпочтительней:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 307 Вт, в режиме пониженной яркости — 233 Вт, в режиме ожидания — 0,9 Вт.
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 34 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 26,5 | Очень тихо |
Проектор тихий даже в режиме с высокой яркостью. Шум равномерный и не раздражает.
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет всего пару миллиметров на 1,5 м ширины. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц незначительные — ширина цветной каймы на границах контрастных объектов даже в углах области проекции не превышает 1/4 пикселя. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Равномерность фокусировка практически идеальная.
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с одинаково длительностью). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.
Качество компонентного видеовхода высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям этого интерфейса, только цветовая четкость немного ниже, чем могла бы быть. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
При Прогрессивный = Авто в случае чересстрочных видеосигналов (до 1080i включительно) проектор пытается составить кадр из смежных полей, что ему почти всегда удается, как при чередовании полей 2-2, так и 3-2. При Clear Motion Drive = Inverse Telecine восстанавливаются исходные 24 кадр/с (если они были), которые выводятся с равной длительностью, что иногда снижает видимое стробирование. Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочных сигналов обычного разрешения. Функции шумоподавления работают очень хорошо.
При Clear Motion Drive равным Режим 1 или Режим 2 между исходными кадрами вставляется темный кадр, и это визуально улучшает четкость движений. Однако в этих режимах изображение мерцает с частотой 50/60 Гц, что может вызывать неприятные ощущения и повышенную утомляемость зрения, поэтому практическая польза от вставки темного кадра весьма сомнительная. При значениях Режим 3 или Режим 4 вставляется уже рассчитанный промежуточный кадр (или кадры), что повышает частоту кадров максимум до 120 Гц. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от Режим 3 до Режим 4 повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения, но артефактов становится больше. В целом, для фильмов с несложной динамикой оптимальным следует признать Режим 3. Для фильмов типа «Аватар» вставку кадров лучше не включать.
Во всех режимах яркость проецируемого изображения имеет модуляцию с различной амплитудой и частотой. Поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможным. Частота модуляции равна 240 Гц в режимах с выключенным Clear Motion Drive, 60 Гц в Режим 1 или Режим 2, и 120 Гц в Режим 3 или Режим 4.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора немного находится в диапазоне от 72 до 88 мс. Такая задержка еще не требует специальной корректировки звукового сопровождения, но в играх и даже при работе за компьютером уже может сильно раздражать.
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват зависит от выбранного значения в списке Цвет. пространство. При Стандартный он немного отличается от sRGB (белые линии — результат измерения, черные — соответствуют охвату sRGB):
При Широкий1 охват шире sRGB:
При Широкий2 охват максимальный:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для случаев Стандартный и Широкий2.
Видно, что компоненты хорошо разделены, за счет чего и достигается широкий цветовой охват, но в случае профилей с коррекцией охвата насыщенность уменьшается подмешиванием соседних компонент. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ?E) в случае профилей Натуральный и Кино (Цвет. температура = 6500 К), а также после коррекции настройками усиления и смещения трех основных цветов. Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
Видно, что ручная коррекция позволила точно отстроить точку белого, но на темной части шкалы серого вариация оттенков сохранилась. Видимо, для более точной коррекции нужно использовать коррекцию гамма-кривых отдельно по цветам.
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. Описание очков и излучателя синхросигналов (используется ИК-синхронизация) приведено в статье про JVC DLA-X7.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100% разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Проверялись три режима Full HD — 60p, 50p и 24p. Вывод — в режиме Side by Side, кроме 24p, для которого использовался Top and Bottom, так как Side by Side не работал.
Режим 60p | ||
Режим 50p | ||
Режим 24p | ||
Видно, что разделение белого на черном близко к идеальному, в остальных двух случаях перекрестная помеха присутствует. Значимой зависимости от частоты кадров не выявлено, разве что возможно в режиме 24p разделение чуть-чуть лучше. Тоже самое можно утверждать и относительно сравнения с JVC DLA-X7. Возможно, разделение у JVC DLA-X7 чуть лучше, чем у JVC DLA-X3, но, скорее всего, видимая на фотографиях разница обусловлена различием в условиях съемки.
Проектор JVC DLA-X3 отлично показывает в обычном режиме и очень хорошо в режиме 3D. Удивительно, но по качеству изображения в обоих режимах данная модель практически не отличается от JVC DLA-X7, которая стоит на ступеньку выше и стоит заметно дороже. JVC DLA-X3 отличается от JVC DLA-X7 в основном отсутствием ряда продвинутых настроек изображения, отсутствием встроенного оптического фильтра и тем, что у него нет предустановленных профилей, обеспечивающих поддержку режимов sRGB и Adobe RGB, так сказать «прямо из коробки».