Эта модель больше не производится.
Возможность предзаказа или аналог данной модели уточняйте у менеджера.
Огромная японская компания основанная в 1926 году
JVC - Victor Company of Japan
Является разработчиком формата VHS (старые видеокассеты)
Всю свою историю продукты компании были символом электроники премиального класса
В линейке проекторов представлены только проекторы премиум сегмента с наивысшим качеством изображения.
Источник IXBT.com
Проектор большой и относительно тяжелый. Линии корпуса строгие, украшательства отсутствуют. Материал корпуса — это пластик с черным матовым покрытием, за исключение днища и задней панели, которые тоже черные и матовые, но без покрытия.
Кольцо вокруг ниши объектива изготовлено из анодированного и тонированного алюминия.
На стыке верхней и передней панели находятся индикаторы состояния (индикатор STANDBY/ON светится зеленым при разогреве лампы, мигает красным при охлаждении лампы, светится красным в режиме ожидания и не горит при работе проектора). Спереди — окошко ИК-приемника и две решетки, через которые выдувается теплый воздух. На задней панели находятся все разъемы, окошко второго ИК-приемника, кнопки управления, крышка отсека лампы и воздухозаборные решетки по бокам (еще одна небольшая оснащенная сменным воздушным фильтром есть на днище).
Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (примерно на 10 мм), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Также на днище ближе к объективу есть два резьбовых отверстия, с помощью которых закрепляется анаморфотная насадка. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна. От пыли объектив защищает крышка из полупрозрачного пластика, вставляющаяся в нишу объектива.
Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из пластика с матовым покрытием типа «Soft touch», на ощупь напоминающим резину. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки некрупные, подписи контрастные, но немного мелковаты. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся небольшой круглой и фосфоресцирующей кнопочкой LIGHT.
Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки, подтверждение на выключение запрашивается. В меню можно выбрать код пульта A или B, которым проектор будет управляться. На самом пульте код меняется описанной в руководстве комбинацией кнопок.
Проектор оснащен двумя HDMI-интерфейсами версии 1.4a и компонентным входом. К компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Под HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или непосредственно тремя кнопками на пульте, каждая на свой вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI). Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. В зависимости от установок в меню на выход TRIGGER подается 12 В или при включении проектора, или при выборе анаморфного режима, или не подается вовсе.
В первом случае этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом, во втором — приводом анаморфотного объектива. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды. Аналогичным целям служит и Ethernet-интерфейс с разъемом RJ-45 под витую пару (в Сети можно найти очень подробное руководство по удаленному управлению по LAN и RS-232C). Есть разъем для подключения внешнего ИК-приемника. Разъем типа mini DIN 3 pin предназначен для подключения внешнего излучателя синхронизации стереоскопических очков.
Меню имеет строгий профессиональный дизайн.
Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может и несколько мелковатый. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз.
Есть русская версия меню, перевод на русский язык хороший.
К проектору прилагается напечатанное руководство на русском языке.
Приводы объектива — фокусировка, трансфокатор и сдвига — оснащены электрическими механизмами.
Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить). Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. Три набора настроек объектива можно запомнить, и быстро вызывать их кнопкой на пульте, что позволит не тратить лишнее время на настройку при смене формата проекции, если она сопровождается изменением в сдвиге, фокусе или фокусном расстоянии. Есть функция цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений (как сказано в руководстве, она отключается в режиме 3D).
Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение приводится к формату 4:3 и увеличивается до ближайших границ области проекции; 16:9 — картинка увеличивается до границ области проекции и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD- и анаморфированных фильмов; Увеличение — изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит для формата LetterBox.
Еще есть два режима для работы с анаморфотным объективом-насадкой, один для формата 2,35:1, второй для 16:9.
При подключении к компьютеру для разрешений меньше 1920 на 1080 пикселей можно выбирать из режимов с максимальным увеличением с сохранением пропорций, выводом без интерполяции и увеличением на всю область проекции. Дополняют режимы трансформации цифровой сдвиг изображения по горизонтали и по вертикали. С помощью этой функции можно, например, в режиме Увеличение сдвинуть изображение так, чтобы на экране поместились субтитры. Настройка Маскировка поможет избавиться от помех по периметру изображения. Она позволяет на 2,5 или 5% подрезать картинку по периметру или на указанное значение (от 0 до 5%) по всем четырем краям независимо. Подрезка выполняется без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой HIDE (при этом индикатор на корпусе мигает зеленым).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс или управляющих обработкой изображения, много. Остановимся на некоторых моментах. Настройку изображения можно начать с выбора профиля (список Режим изображения).
Если результат сразу не устроит, то далее: выбрать или настроить цветовую температуру,
выбрать или настроить профиль гамма-коррекции,
подправить привычные настройки типа Контрастность и Яркость, отрегулировать подчеркивание контуров и подавление видеошумов. Параметр Цвет. пространство меняет цветовой охват,
а настройка Апертура линзы управляет диафрагмой объектива, которую можно закрывать с дискретностью в 16 шагов (от 0 до ?15). Параметр Clear Motion Drive управляет функцией вставки темных или промежуточных кадров,
а параметр Настр. экрана позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под используемый тип экрана. Настройка Уровень черного, видимо, просто сдвигает вверх нижний диапазон яркости, чтобы в условиях неполного затемнения сохранялась детализация в тенях. Выбрав режим пониженной яркости можно несколько уменьшить яркость и шум от системы охлаждения заодно. Есть функция сведения трех основных цветов, но она программная, поэтому имеет небольшую практическую ценность.
Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя.
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора DLA-X30B (если не указано иное, то Цвет. температура = Яркий, Апертура линзы = 0 (диафрагма открыта полностью), Мощность лампы = Высокая, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Профиль | Световой поток |
3D | 1180 лм |
3D, Мощность лампы = Нормальная | 640 лм |
Натуральный | 760 лм |
3D, Апертура линзы = ?15 | 650 лм |
Равномерность | |
+7%, ?20% | |
Контрастность | |
320:1 |
Максимальный световой поток немного меньше паспортного значения (заявлено 1300 лм). Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
3D | 31?300:1 |
3D, Апертура линзы = ?15 | 51?000:1 |
3D, максимальное фокусное расстояние | 42?000:1 |
3D, максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = ?15 | 64?000:1 |
Full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме и на длинном фокусном расстоянии она достигает максимального значения, которое даже больше заявленной контрастности. Отметим важный момент: это так называемая нативная контрастность, в создании которой не участвует динамическая диафрагма, регулирующая световой поток между кадрами в зависимости от общей яркости сцены. Нативная контрастность характеризует глубину черного и видимый контраст в кадре в случае темных сцен.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для профиля Натуральный и Гамма = B (2,2):
В скобках приведен показатель аппроксимирующей функции. Видно, что показатель ниже стандартного значения в 2,2, поэтому для приведения гаммы к эталону придется выполнять дополнительную коррекцию. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами с шагом через 1:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и почти каждый следующий оттенок ярче предыдущего. Яркость ближайших к черному оттенков растет, хотя и не так быстро, как хотелось бы:
В итоге на некоторых очень темных сценах иногда хочется повысить детализацию в тенях, слегка увеличив уровень черного. Формально контрастность при этом уменьшается, но запас ее огромный, поэтому визуально контрастность практически не меняется.
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 307 Вт, в режиме пониженной яркости — 233 Вт, в режиме ожидания — 0,9 Вт.
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 33,5 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 27,5 | Очень тихо |
Проектор тихий даже в режиме с высокой яркостью. Шум равномерный и не раздражает.
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет 2-3 миллиметра на 1,5 м ширины. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц в небольшой степени присутствуют — ширина цветной каймы на границах контрастных объектов достигает 1/3 пикселя. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Фокусировка практически идеальная.
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с одинаково длительностью). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.
Качество компонентного видеовхода высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям этого интерфейса, только цветовая четкость немного ниже, чем могла бы быть. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
При Прогрессивный = Авто в случае чересстрочных видеосигналов (до 1080i включительно) проектор пытается составить кадр из смежных полей, что ему почти всегда удается, как при чередовании полей 2-2, так и 3-2. При Clear Motion Drive = Inverse Telecine даже при сигнале 60 кадр/с восстанавливаются и выводятся с равной длительностью исходные 24 кадр/с (если они были), что иногда снижает видимое стробирование. Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочных сигналов обычного разрешения. Функции шумоподавления работают очень хорошо.
При Clear Motion Drive равным Режим 1 или Режим 2 между исходными кадрами вставляется темный кадр, и это визуально улучшает четкость движений. Однако в этих режимах изображение мерцает с частотой 50/60 Гц, что может вызывать неприятные ощущения и повышенную утомляемость зрения, поэтому практическая польза от вставки темного кадра весьма сомнительная. При значениях Режим 3 или Режим 4 вставляется уже рассчитанный промежуточный кадр (или кадры), что повышает частоту кадров максимум до 120 Гц. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от Режим 3 до Режим 4 повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения, но вероятность появления артефактов увеличивается. В целом оптимальным следует признать Режим 3.
Во всех режимах яркость проецируемого изображения имеет модуляцию с различной амплитудой и частотой. Поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможным. Частота модуляции равна 240 Гц в режимах с выключенным Clear Motion Drive, 60 Гц в Режим 1 или Режим 2, и 120 Гц в Режим 3 или Режим 4.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 72 мс при HDMI-подключении. Такая задержка еще не требует специальной корректировки звукового сопровождения, но в играх уже может сильно раздражать.
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).
Цветовой охват зависит от выбранного значения в списке Цвет. пространство. Например, при Стандартный он близок к sRGB (белые линии — результат измерения, черные — соответствуют охвату sRGB):
При Wide 2 охват максимальный:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профилей Стандартный и Wide 2:
Видно, что компоненты хорошо разделены, за счет чего и достигается широкий цветовой охват, а в случае профилей с коррекцией охвата насыщенность уменьшается подмешиванием соседних компонент. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ?E) в случае профилей Натуральный и Кино. Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, как в среднем диапазоне и в светах, да и погрешность определения параметров цветопередачи для них большая.
Видно, что цветовая температура и ?E меняются при и изменении оттека серого. В итоге для лучшей подгонки цветопередачи к эталону нужна аккуратная калибровка с правкой гамма-кривых по цветовым компонентам.
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.
Очки и излучатель синхросигналов (используется ИК-синхронизация) в комплект поставки не входят, и их придется покупать дополнительно. ИК-излучатель предлагается использовать тот же, что и от предшествующих моделей. Среди очков появился выбор. Можно использовать JVC PK-AG1, работающие от элемента питания, или новые, подзаряжаемые — JVC PK-AG2.
Новые очки заметно легче старых (40 г против 56 г), их заряда хватает, на 40 ч работы (по данным производителя). Правда, обзорность в новых очках немного уже.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры (Frame Packing), когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Side by Side), в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго, и по вертикали (Top and Bottom), похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра.
Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Также есть режим принудительного включения обычного 2D-режима. Новшеством является режим преобразования обычного двумерного изображения в стереоскопическое, но вряд ли кто будет его включать, кроме как при первом исследовании всех функций проектора. Заметим, что в стереоскопических режимах функция вставки темных или промежуточных кадров недоступна.
Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью компьютера, оснащенного Blu-ray-приводом, при этом за вывод изображения отвечала видеокарта AMD Radeon HD 6850. Плеер — CyberLink PowerDVD 10 Ultra. Качество стереоскопического изображения очень высокое. Яркости достаточно для проекции на экран с диагональю около 100 дюймов или больше с матовым белым полотном. Перекрестные помехи можно обнаружить с большим трудом, и то слабовыраженные и только на редких сочетаниях окраски объекта и фона.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным.
Видно, что разделение белого на черном близко к идеальному, в остальных двух случаях перекрестная помеха присутствует. В стереоскопическом режиме яркость при выводе белого поля в случае регистрации через очки уменьшается до 13,5% относительно регистрации белого поля в 2D-режиме и без очков. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме полученное значение нужно умножить на 2, что дает 27% от исходной яркости белого поля.
Лишив проектор JVC DLA-X30B электромеханической шторки объектива и не оснастив его оптическим устройством для эмуляции разрешения 4К, компания JVC дистанцировала этот младший в линейке проектор от более продвинутых (и более дорогих) старших моделей. Впрочем, самое главное сохранилось — качество изображения и особенно очень-очень высокая нативная контрастность, электромеханические приводы объектива, упрощающие настройку проекции, и множество далеко небесполезных дополнительных функций. Не стоит забывать и про очень хорошее качество стереоскопического режима — довольно высокую яркость и малозаметные перекрестные помехи.