Система домашнего кинотеатра Starke Sound Halo Elite 5.1
Российский дистрибьютор Starke Sound - компания DEUS-HiFi поделился с нами статьёй из американского онлайнового журнала hometheaterhifi.com, посвящённой комплекту топовых акустических систем Starke Sound Halo Elite 5.1. Обзор показался нам интересным, поэтому мы перевели его и предлагаем вашему вниманию.
Starke Sound Halo Elite – самая крупная и самая мощная акустическая система объемного звучания из всех, что когда-либо была у меня дома. И хотя старая поговорка «объём ничем не заменишь» справедлива и для этого случая, каждая модель в линейке Starke Halo демонстрирует ряд интеллектуальных дизайнерских и инженерных решений для того, чтобы укротить и сконцентрировать необузданный потенциал, обусловленный их огромным размером. Компания Starke также отправила мне A7 Mark II — один из своих огромных многоканальных усилителей мощности для уверенности, что я смогу полностью реализовать всё, на что способна эта акустика. Честно говоря, это было чрезмерное и полное безумие в самом приятном смысле.
Тест колонок Starke Halo Elite HT и усилителя A7 MK II
Особенности
Введение
Впервые я познакомился со Starke Sound во время одного из своих первых посещений CES несколько лет назад, а затем на CEDIA пару лет спустя. В обоих случаях системы окружающего звучания были собраны на громкоговорителях серии Halo и демонстрировались с впечатляющими результатами. Колонки и усилители, которые производит компания, большие, броские на вид и очень мощные. Дизайн и отделка автомобильной эмалью определённо привлекает к себе внимание, так что я не могу классифицировать эти системы в качестве компонентов для аудиофилов, склонных к интроверсии.
Как компания, Starke Sound была основана в 2009 году в Южной Калифорнии небольшой группой аудио-энтузиастов, которые в дневное время работали дизайнерами и инженерами. В настоящее время компания представлена в Азии и Европе более чем сотней дилеров. В течение последних пары лет начато развитие сети интеграторов и дилеров в Северной Америке, а также собственных производственных мощностей в Китае и Германии в добавок к имеющимся в США. Компания заявляет, что она стремятся выпускать все свои модели из комплектующих собственного производства, вплоть до создания собственных динамических головок.
Кто-то может подумать, что столь молодая компания, как Starke Sound вряд ли будет чем-то большим, чем просто интересным местным объектом для экспериментов нескольких аудио-энтузиастов. На самом деле, увидев и услышав их продукцию лично, я чётко понял, что ребята в Starke – серьезные специалисты, для которых очень важно качество и инженерное совершенство их продукции, а также удовлетворение от того, что она может дать слушателю. Это явно не команда неудачников, и я очень хотел получить систему себе домой для испытаний. К счастью, в Starke были чрезвычайно рады разместить её у меня. Они отправили полный комплект Halo Elite 5.1, состоящий из напольных систем, центрального канала и настенных тыловых громкоговорителей, причём все — в потрясающей синей отделке под названием Sapphire Blue. Starke также прислали сравнительно небольшой сабвуфер SUB35 в кричащем карамельно-яблочно-красном цвете. И для полного счастья, чтобы «позолотить лилию», включили в поставку внушительный многоканальный усилитель мощности A7 Mark II, просто чтобы убедиться, что каждая колонка получит правильное «питание».
Характеристики Starke Sound Halo Elite 5.1
Конструкция: трёхполосная напольная система с пассивным радиатором || НЧ-драйверы: три 8-дюймовых с пластиковыми диффузорами, усиленными карбоновым волокном, один 12-дюймовый пассивный с карбоновым диффузором || СЧ-драйверы: два 4-дюймовых с карбоновыми диффузорами и фазовыми колпачками || ВЧ-драйвер: с дюймовым бериллиевым твитером || Рекомендуемая мощность усилителя: 60 – 500 Вт || Диапазон частот (данные производителя): 28 Гц – 40 кГц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В @ 1 м || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частоты кроссовера: 290 Гц и 3 кГц || Органы управления: подстройка твитера, переключатель на 3 положения (+2 дБ, 0 дБ, -2 дБ), переключатель компенсации нижних частот || Входы: 4 универсальных винтовых клеммы с перемычками || Габариты: 1219 (В) x 251 (Ш) x 399 (Г) мм || отделка: чёрный рояльный лак, сапфировый синий, цвет по индивидуальному заказу || Рекомендованная розничная цена: 1 299 000 руб. (пара)
Конструкция: трёхполосный громкоговоритель центрального канала с закрытым оформлением || НЧ-драйверы: два 8-дюймовых с пластиковыми диффузорами, усиленными карбоновым волокном, один 12-дюймовый пассивный с карбоновым диффузором || СЧ-драйверы: два 4-дюймовых с карбоновыми диффузорами и фазовыми колпачками || ВЧ-драйвер: с дюймовым бериллиевым твитером || Рекомендуемая мощность усилителя: 60 – 500 Вт || Диапазон частот (данные производителя): 32 Гц – 40 кГц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В @ 1 м || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частоты кроссовера: 290 Гц и 3 кГц || Органы управления: подстройка твитера, переключатель на 3 положения (+2 дБ, 0 дБ, -2 дБ), переключатель компенсации нижних частот || Входы: 4 универсальных винтовых клеммы с перемычками || Габариты: 277 (В) x 851 (Ш) x 318 (Г) мм || отделка: чёрный рояльный лак, сапфировый синий, цвет по индивидуальному заказу || Рекомендованная розничная цена: 599 000 руб. (1 шт.)
Конструкция: трёхполосный настенный громкоговоритель с закрытым оформлением || НЧ-драйверы: два 8-дюймовых с пластиковыми диффузорами, усиленными карбоновым волокном, один 12-дюймовый пассивный с карбоновым диффузором || СЧ-драйверы: два 4-дюймовых с карбоновыми диффузорами и фазовыми колпачками || ВЧ-драйвер: с дюймовым бериллиевым твитером || Рекомендуемая мощность усилителя: 60 – 500 Вт || Диапазон частот (данные производителя): 32 Гц – 40 кГц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В @ 1 м || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частоты кроссовера: 290 Гц и 3 кГц || Органы управления: подстройка твитера, переключатель на 3 положения (+2 дБ, 0 дБ, -2 дБ), переключатель компенсации нижних частот || Входы: 4 универсальных винтовых клеммы с перемычками || Габариты: 1105 (В) x 371 (Ш) x 150 (Г) мм || отделка: чёрный рояльный лак, сапфировый синий, цвет по индивидуальному заказу || Рекомендованная розничная цена: 599 000 руб. (1 шт.)
Конструкция: активный сабвуфер с двумя пассивными радиаторами || Драйверы: 12-дюймовый с многослойным диффузором из карбонового волокна, пара 12-дюймовых пассивных с плоскими многослойным диффузорами из карбонового волокна || тип усилителя: класс Н || Мощность усилителя: 1000 Вт (RMS)/3200 Вт (пик) || Диапазон частот (данные производителя): 25 – 120 Гц || Частоты кроссовера: плавная регулировка 25 – 120 Гц || Входы: L/R RCA, XLR LFE || Габариты: 384 (В) x 358 (Ш) x 358 (Г) мм || отделка: чёрный, белый и красный рояльный лак || Рекомендованная розничная цена: 199 900 руб. (1 шт.)
Конструкция: 7-канальный усилитель мощности класса АВ || Выходная мощность (каждого канала): 240 Вт (8 Ом)/480 Вт (4 Ома) || Диапазон частот (данные производителя): 5 Гц – 50 кГц +/-0,1 дБ|| Коэффициент искажений: 115 дБ, “A” взвешенное || Входное сопротивление: 105 кОм (RCA), 210 кОм (XLR) || Чувствительность: 2,4 В RMS || Выходы: 7 пар универсальных клемм || Габариты: 279 (В) x 437 (Ш) x 455 (Г) мм || Рекомендованная розничная цена: 799 900 руб.
Система Starke Halo Elite в упаковке
Акустическая система Halo Elite 5.1, предоставленная мне производителем, состояла из пары напольных колонок IC-H5 Elite для фронтальных каналов, громкоговорителя центрального канала IC-H5C, пары настенных систем IW-H5 для окружающего звучания и сабвуфера SUB35 для низкочастотного канала. Груз прибыл впечатляюще хорошо упакованным на поддоне. Каждая акустическая система имела собственный деревянный ящик с металлической окантовкой по периметру и пеноизоляцией внутри.
Панорамный вид на комнату моего домашнего кинотеатра
Сочетание отделки «Голубой Сапфир» основных колонок с огненно-красным цветом сабвуфера (который по сравнению с ними казался до смешного маленьким) было безупречным. Громкоговоритель центрального канала Halo Elite едва уместился в свободном месте под моим плазменным телевизором. Это, безусловно, самая большая подобная колонка, которую я когда-либо использовал. Настенные тыловые системы – огромные монолиты, и при этом восхитительно плоские для акустики таких габаритов.
Такая физическая площадь излучения в сочетании с набором выдающихся динамиков и естественной жёсткостью корпуса позволит получить полноценное звучание тыловых каналов. Даже монтажные кронштейны выглядели как образцы высококачественных изделий. Пара солидных креплений из фрезерованного алюминия держат эти массивные громкоговорители на стене с помощью сверхнадёжных винтов и стенных анкеров. Убедитесь, что вы соединили со шпилькой хотя бы часть стенного кронштейна!
Настенное крепление из фрезерованного алюминия
Правильная установка системы Starke Halo Elite в моей театральной комнате оказалась работой для двоих – я и мой старший сын провели лучшую часть дня, поднимая и монтируя эти монстры в нужном положении. Мы сразу поняли, что кроме солидного веса, эти системы отличаются выдающимся качеством сборки и отделки. Каждый корпус ощущался твердым, инертным и практически пуленепробиваемым.
Центральный канал Starke Halo IC-H5C Elite
Напольная система Starke Halo IC-H5 Elite. Средне- и высокочастотные излучатели крупным планом
Пассивный радиатор напольной системы крупным планом
Настенный громкоговоритель Starke Halo IW-H5 Elite
Все системы серии Starke Halo Elite построены на одинаковых динамиках, но их количество и расположение зависит от назначения модели. Для воспроизведения средних и высоких частот в каждой из них имеется дюймовый твитер с бериллиевым куполом и пара 4-дюймовых среднечастотных драйверов с диффузорами из углеродного волокна. И у напольных, и у тыловых систем эти три динамика расположены в конфигурация MTM, а в центральном канале они образуют пирамиду с твитером на вершине. Чтобы справиться с низкими частотами, в башнях Halo Elite работают три 8-дюймовых драйвера в сочетании с 12-дюймовым пассивным радиатором на боковой стенке. В центральном и тыловых каналах используются два одинаковых басовых драйвера в закрытом корпусе. Особо отмечу, что у всех систем твитер и среднечастотники внутри изолированы от остального объёма корпуса, в котором имеются многочисленные стяжки.
Каждая модель Halo Elite предусматривает подключение bi-wiring или bi-amping через две пары универсальных винтовых клемм. Рядом с ними на задней панели – два тумблера для изменения отдачи твитера, которую можно повысить или снизить на 2 дБ. Ещё один тумблер — компенсационный, он поможет приручить бас, если в его области возникает горб при неудачном размещении акустической системы.
Входные клеммы и тумблеры крупным планом
Сабвуфер Starke SUB35
Сабвуфер Starke SUB35, панель управления и общий вид
Сабвуфер Starke SUB35 — это почти правильный 14-дюймовый куб, почти все грани которого занимают драйверы и усилитель. В нём используется единственный мощный 12-дюймовый басовик, работающий совместно с парой пассивных радиаторов, расположенных на противоположных стенках корпуса. В диффузорах у всех троих используется карбоновое волокно в сочетании с солидными круглыми резиновыми подвесами. Возможно, кричащая красная отделка не произвела на вас впечатления, тем не менее, этот маленький боец выглядит так, будто способен дать жару! Встроенный усилитель класса H номинальной мощностью 1000 Вт оснащен всеми элементами управления и входами, которые в настоящее время можно обнаружить у большинства активных сабвуферов, в т. ч. и балансные вход и выход на XLR. Но у SUB35 есть один регулятор, который я не встречал у других сабвуферов. Он не подписан, как остальные, но начало его шкалы обозначено как Flat («плоский»), а максимальное положение — Punch («удар»). Я быстренько написал е-мейл в штаб-квартиру Starke и получил ответ от технического директора Дэна Уиггинса: Punch — это эквалайзер среднего баса, который выделяет октаву с центральной частотой порядка 60 Гц, т.е. самый ударный диапазон. Это как регулируемая пользователем тонкомпенсация для усиления воздействия сабвуфера». Если вы когда-либо увлекались постройкой самодельных сабвуферов, имя Дэна Уиггинса должно быть вам знакомо – он первый основатель Adire Audio, компании, которая снискала уважение разработкой драйверов и инновациями в сабвуферной индустрии, за большую часть которых отвечал Дэн.
Усилитель мощности Starke A7 Mk II: общий вид, вид изнутри, задняя панель
Переходим к многоканальному усилителю Starke A7 Mark II. Тяжелый и солидный, он выглядит так, словно может обеспечить электричеством маленький город, не говоря уже о семи каналах в моем домашнем кинотеатре. Благодаря усилению в классе H он выдаёт 240 Вт в каждом из семи каналов при нагрузке 8 Ом и удваивает эту мощность на 4-х Омах. При снятой крышке видно, что каждый канал независим, полностью сбалансирован и имеет собственный трансформатор, выпрямители и батарею конденсаторов. Производитель сообщает, что усилитель можно купить в конфигурации с 2,3,4,5 или 6 каналами в зависимости от ваших потребностей. Если вам интересно, что такое усилитель класса H, то это, по сути, оконечник класса AB, который при необходимости может мгновенно переключаться с шины низкого напряжения питания на шину высокого напряжения в соответствии с амплитудой входного сигнала. Большую часть времени, когда выходная мощность невелика, усилитель работает от шины, напряжение которой в идеале ниже, чем у стандартного усилителя класса AB той же мощности. Затем, когда музыкальный материал потребует скачка мощности, усилитель сразу переключается (обычно через MOSFET с высоким током) к шине более высокого напряжения для удовлетворения возникшей потребности. Общая идея состоит в том, чтобы обеспечить большее количество доступной мощности с улучшенной эффективностью по сравнению с той, которой обладает обычный усилитель класса AB. В Starke также утверждают, что за счёт этого A7 Mark II будет работать в классе А до 60% от номинальной мощности перед переключением в класс B. Это помогло рассчитать производительность активного охлаждения с помощью внутреннего кулера. Он был слышен с места прослушивания в моем домашнем кинотеатре, когда в комнате было тихо, но я не мог заметить его при звучании музыки или саундтрека на стандартной громкости. Как общее примечание — качество сборки усилителя и внимание к деталям показалось соразмерным с акустическими системами, т. е. выдающимся.
Похоже, над колонками Halo Elite и усилителем A7 Mark II работали долго и упорно, чтобы удивить качеством и мастерством изготовления. Давайте теперь посмотрим, каковы они с точки зрения звучания.
Система
Как только полная система прибыла, я установил башни Halo Elite в зоне прослушивания своей студии, чтобы насладиться двухканальным звучанием. Я расположил их примерно в трёх метрах друг от друга и развернул внутрь на 10 град. – как всегда при начале прослушивания. Сам я сидел также в трёх метрах от каждой из колонок. Главным источником служил универсальный плеер OPPO BDP-105D, а усиление состояло из преда и оконечника Anthem STR. Для воспроизведения винила использовался проигрыватель Technics SL1200 Mk 6, модифицированный специалистами KAB Electroacoustic, с МС-головкой Audio Technica OC9ML/II.
Для окружающего звучания башни Starke Halo Elite, центральный канал, настенные тылы и сабвуфер были установлены в подвале, образуя стандартную кинотеатральную систему 5.1. Акустика, несмотря на солидные габариты и вес, не вызвала никаких сложностей при размещении. Напомню, что это работа не для одного человека, так что планируйте её соответственно.
Результаты автокалибровки левого и правого фронтальных каналов
Импозантный усилитель мощности А7 Mk II расположился на одном из моих обычных сабвуферов, которые были выключены, и в данном случае служили опорами для компонентов. В моей стандартной кинотеатральной системе есть также четыре громкоговорителя GoldenEar SuperSat 3, установленные там, где стена сходится с потолком и направленные на зону прослушивания для работы в формате Dolby Atmos. Все колонки подключались к ресиверу Anthem MRX 1120 HT, а в качестве основных источников использовался плеер OPPO BDP-103 и игровую консоль Microsoft Xbox One. Я задействовал выходы ресивера Preout для подачи сигнала на усилитель мощности Starke. Вся акустика была настроена с помощью системы автокалибровки Anthem ARC: сабвуфер фильтровался на 80 Гц, а высотные каналы – на 160 Гц. У меня также временно был предусилитель/процессор Marantz AV8805 для некоторых рабочих тестов, так что вы можете его увидеть подключенным на некоторых моих фотографиях.
Я обнаружил, что система автокалибровки Anthem ARC, имеющая по умолчанию верхнюю границу коррекции 5 кГц, отлично сработала с акустикой Starke, устранив все комнатные аномалии, которые у меня были. Когда я игрался с Marantz AV8805, используя приложение Audyssey Curve, позволяющее задать ограничение коррекции для каждого громкоговорителя в отдельности, выяснилось, что значение 2 кГц для фронтальных каналов не оказало вредного воздействия на их звучание. Моя общая философия по этому поводу такова: по возможности избегать рум-коррекции в полном диапазоне 20 Гц — 20 кГц. Если процессор позволяет задать ограничения, то я хотел бы настроить все ниже 5 кГц, т.к. у большинства многоканальных систем в самых больших комнатах проблемы, как правило, бывают в этой области. Такой подход позволяет процессору использовать свои вычислительные ресурсы более эффективно и с лучшими результатами.
Результаты автокалибровки центрального канала и сабвуфера, результаты автокалибровки левого и правого тыловых каналов
Включаем
В наше время, когда стиль и маркетинг доминирует над содержанием, вам простительно поинтересоваться, почему акустика Starke Halo Elite так выглядит. Действительно, она не похожа на большинство аналогичных современных изделий, да и цветовая палитра не слишком привычна для глаз. Но рад сообщить, что в них много того, что не лежит на поверхности. Массу позитивных впечатлений, которые я получил при демонстрации на CES и CEDIA, я перенесу и в свой домашний обзор. В целом акустика отличается живым и правдоподобным звучанием. Не абсолютно нейтральным, но и не излишне окрашенным. Весь комплект было очень занятно слушать, наслаждаясь как фильмами, так и музыкой. Поначалу я беспокоился, что большие твитеры и скромные среднечастотники будут давать в моей комнате акцент на высоких частотах, но все опасения оказались напрасными. Мне даже не пришлось воспользоваться коррекцией по ВЧ и НЧ, предусмотренной в каждой колонке.
При работе в стереопаре башни Starke Halo Elite представляют собой впечатляющий вариант. Они делают ювелирную работу, извлекая из записи мельчайшие детали, передают инструменты и вокал с высокой точностью. На самом деле, Starke Tower по общему впечатлению имеют много общего с колонками Paradigm Persona 7F, которые у меня были здесь некоторое время назад. Обе системы имеют удивительную способность строить реалистичную сцену и передавать нюансы без малейшего намёка на жёсткость. Башни Starke немного более сдержанны с точки зрения размера звуковой сцены, но она воспринимается более глубокой, если сидеть в свит-споте. Paradigm в этом отношении давали несколько более ощутимую атмосферу. Удивительный контраст: башни Starke имели выдающееся звучание при отклонении от акустической оси: тональный баланс почти не менялся, когда я слушал их, занимаясь посторонними делами в комнате. Нижний диапазон линейный и довольно широкий с небольшим подъёмом и теплотой в области верхнего баса. Это оказалось довольно полезным для большинства музыкальных жанров, которые я предлагал системам Starke, и особенно хорошо им удавался хард-рок и джаз. Как электрический, так и акустический контрабас отличался превосходным ударом и чётко определяемой высотой тона. Бочка ударной установки передавалась должным образом тремя 8-дюймовыми басовыми драйверами и 12-дюймовым пассивными радиатором.
При переходе от стерео к окружающему звучанию система Starke Halo Elite произвела самое проникновенное впечатление. Тембральная идентичность всех каналов и их широкополосность гарантирует действие по самому захватывающему и волнующему сценарию. Теперь у меня есть намек на то, что должен испытывать рецензент Secrets Тодд Куперридер, слушая свой домашний кинотеатр, в котором все каналы озвучиваются полнодиапазонными напольными GoldenEar Triton. Неограниченная динамическая способность систем в сочетании с их исключительно чистым звучанием действительно смогло превратить мой театр в то, что казалось настоящей концертной площадкой. По ощущению масштаба то, что я смотрел или слушал, было намного крупнее, чище и мощнее, чем все, что было в моем домашнем кинотеатре до сих пор. Наличие во всех Starke бериллиевых твитеров создало уникально воздушное и прозрачное звучание без признаков чего-либо абразивного. Просто правильное количество гармоник и затуханий у тарелок и струн при прослушивании многоканальной музыки.
Halo Elite Centre Channel, безусловно, самый большой и самый мощный громкоговоритель центрального канала, который у меня когда-либо здесь был, и его способности не разочаровали. Вокал звучал невероятно чисто и всегда точно позиционировался – либо четко фиксировался в центре, либо панорамировался из фронтальных каналов. Я также заметил, что голоса с низкими резонансами, как у старых блюзменов, буквально расцветали с этим громкоговорителем, динамические и басовые возможности которого добавляли им основательности и богатства. Инструменты также передавались с правильным масштабом относительно других колонок в системе. И это было бы не по силам центральному громкоговорителю меньшего размера. Все эти системы Starke имеют закрытое оформление (или пассивные радиаторы в башнях и сабвуфере). Центральный громкоговоритель мог быть единственным, которому бы пошёл на пользу фронтальный фазоинвертор, чтобы снизить частоту настройки (для расширения полосы), но это было возможно только за счет увеличения размеров и без того большого корпуса. На самом деле это не имеет значения, т. к. согласование сабвуфера и центрального канала просто отличное. Он достаточно большой и достаточно мощный и в нынешнем виде!
Пылающий огнём красный сабвуфер SUB35, безусловно, избыточно ярок и напоминает популярные в прошлом самодельные проекты с небольшой занимаемой площадью, длинноходными драйверами и пассивными радиаторами.
Но этот саб сделан с таким качеством отделки и оснащён такими нестандартными драйверами, что никакому самодельщику и не снилось. По сравнению с остальными системами Halo Elite, SUB35 кажется нелепо маленьким, но он абсолютно ни в чём им не уступал, и когда требовалось, выдавал по полной. Я слышал несколько более крупных сабвуферов, и закрытых, и с фазоинвертором, которые не могли бы сравниться с SUB35 в передаче удара, не обладали тем же уровне артикуляции и слитности звучания. Регулятор PUNCH был повернут лишь слегка, для тонкой регулировки, что позволило мне настроиться на подходящий энергетический уровень, который я выставил во время настройки системы. Затем я выбрал положение чуть выше середины шкалы. После калибровки системы с помощью Anthem.s ARC, уровень отдачи саба к счастью, не уменьшился.
Когда я пытался запустить всю систему только с ресивером Anthem MRX 1120, просто чтобы убедиться, что это возможно (это оказалось возможным), понял, что не стану рекомендовать такие действий с данной акустикой. Поэтому я был рад, что акустика Starke прекрасно спелась с усилителем мощности A7 Mk II, который в связке с процессором Anthem реализовал её полный потенциал. Я не претендую на звание эксперта в разработке усилителей и у меня нет возможности измерять номинальную мощность, чтобы понять, соответствует ли этот бегемот своим спецификациям. Что у меня есть, так это уши, глаза и воспоминания о некоторых плохо звучащих усилителях, которые я слышал в прошлом. Мои глаза (и, вдобавок, мои пальцы) подтверждают, что A7 Mk II сочетает качественные детали, прочную конструкцию и повышенное внимание к мелочам. Усилитель нужно обеспечить адекватной вентиляцией для встроенного кулера, т. к. верхняя часть корпуса становится довольно теплой на ощупь. Мои уши говорят мне, что качество звучания было на высшем уровне и оно неотличимо от того, что было тогда, когда две башни в моей студии были подключены к усилителю мощности Anthem STR. Но уже просто умноженное на семь. И моя поясница свидетельствует, что этот усилитель Starke весит буквально тонну и не должен переноситься в одиночку глупым обозревателем, чье тело старше его разума!
Ниже приведены несколько отобранных музыкальных произведений и кинофильмов, которыми ансамбль Starke радовал меня во время обзора:
The Secret of Kells, Flatiron Film Company, 2009, Blu-Ray.
«Тайна Келлс» была в 2010 году номинирована на Оскар как лучшая анимационная картина. Красивая мультипликация, визуально ошеломляющая работа. Рассказ истории Брендана, идеалистического юноши, который живет в монастыре под присмотром его строгого дяди аббата. Мы следим за жизнью Брендана, за его приключениями и дружескими отношениями. Он становится хранителем Книги Келлса, сборника священных кельтских манускриптов, приносящих радость и надежду всем, кто их просматривает.
Этот фильм демонстрирует лучшее из того, что может сделать традиционная 2D анимация, созданная опытными художниками. Простая, но увлекательная история, богатое изображение и пышный кельтский визуальный стиль. Но помимо того, что «Тайна Келлс» — настоящий праздник для глаз, фильм имеет глубоко атмосферный и захватывающий саундтрек, изобилующий кельтскими барабанами, флейтами, арфами и т. д. Система Starke Halo Elite преуспела в передаче всей красоты саундтрека с невероятной динамичностью и энергией. Я чувствовал себя полностью погруженным в приключения Эйдена в лесу, где он встретил стаю волков и подружился с лесной феей Aisling. Вокруг меня – убедительная панорама из массы отдельных звуков, и даже тихий шелест листьев четко различим.
Сладкозвучные кельтские флейты звучали совершенно изумительно, перемещаясь из колонки в колонку, как их закружили при микшировании. Сабвуфер SUB35 прошел настоящее испытание во время атаки викингов и в той сцене, где Эйден сражается с демоном по имени Кром Круах. Мощный и обильный драйв кельтских барабанов, когда они грохотали по комнате, я буквально чувствовал диафрагмой каждый удар. Барабаны были так хорошо записаны, что с SUB35 я мог разобрать малейшие особенности их мембран. Очень, очень впечатляющая штука.
The House with a Clock in its Walls, Universal Pictures, 2018, Blu-Ray.
Говоря о, иммерсивном звучании, этот забавный, но немного вторичный фильм о мальчике по имени Луи, который обнаруживает, что его дядя – колдун, имеет один из лучших саундтреков Dolby Atmos, из всех, что я слышал в последнее время. В самом начале, где тикают несколько разных часов, движущихся вокруг вас, колонки Starke Sound Halo Elite передавали их звучание отчётливо, ясно и с чёткой фиксацией в пространстве.
На самом деле, на протяжении всего фильма есть несколько подобных моментов: мы испытываем на себе магические заклинания, оживает мебель, слышны различные всевозможные скрипы и удары, а также летающие книги и разные другие эффекты в старом викторианском доме дяди. Благодаря этой акустике ощущение погружения полное, я действительно чувствовал, что находился внутри активного и плотного звукового пузыря большую часть фильма. В нескольких частях, особенно в кульминации, бас потрясающий и ударный. Это настоящее чувство масштаба, которое я упоминал ранее в обзоре и которое вызывают колонки Starke Halo Elite – здесь самый наглядный пример.
Various Artists. “Concord Jazz Super Audio CD Sampler”. Многоканальный SACD.
Отличное звучание и разнообразие джазового материала из запасников Concord в многоканальных ремиксах. На треке “Straighten Up and Fly Right” в исполнении Розмари Клуни, который начинается с фрагмента записи пробного прослушивания 1945 года, сестры Клуни, поющие ту же песню, слышны исключительно из центрального канала.
После первого припева песня сразу переходит в современный дубль, и саунд заполняет все каналы на резком контрасте. Halo Elite Center отлично передаёт голос Розмари Клуни — с полной телесностью и большим количеством подробностей. В продолжение песни окружающее пространство заполняется масштабным, пышным звучанием рожка, которое обволакивает со всех сторон. Тыловые Starke сохраняет мягкость и живость рожка, но никогда он не становится слишком ярким. Общее ощущение окружения на этом треке особенно хорошо сочетается с обилием чисто музыкальных нюансов, расширяющих звуковое поле. Другой великолепно звучащий объемный микс — «Watermelon Man» в исполнении Пончо Санчеса и Монго Сантамарии. И снова тыловые Halo Elite выдают мягкий саунд, охватывающий с боков и сзади, но не перекрывающим нюансов звучания перкуссий, прописанных в этих же каналах.
Фронтальные башни взяли на себя солирующий саксофон и выдали всю его музыкальную энергию без особых усилий. Всё это звучало невероятно вовлекающе.
Аккомпанирующие конги были представлены с тонной веса и ударным воздействием благодаря SUB35. Квартет Стэна Гетца на «Blood Count» немного замедлил ход событий, но звучал не менее впечатляюще через системы Starke. Тенор саксофон Гетца был прочно закреплён за центральным каналом и звучал нереально пышно и наполнено, с высокой чёткостью и детальностью. Бас отличался невероятным весом и глубиной, а аккомпанирующий рояль, заполнявший пространство, имел богатый затухающий спектр после каждой ноты.
Roger Waters “The Pros and Cons of Hitch Hiking”. Columbia Records, 1984, CD.
Немного другой подход — я хотел послушать, как система Starke справляется со стерео фонограммой, пересведённой в многоканальный вариант. Кроме того, что это мой любимый сольник Роджера Уотерса, его запись буквально требует, чтобы из неё сделали дискретный окружающий ремикс с таким же суровым и угрюмым звучанием, которое получилось на недавно вышедшем издании. Мне было любопытно посмотреть, насколько удовлетворительными будут результаты микширования.
Весь альбом записан с множеством искусственных эффектов, формирующих окружающую атмосферу, и основанных на бинауральной схеме записи от Zuccarelli Labs под названием Holophonics. Итак, я решил использовать свой ресивер Anthem с функцией ап-миксинга Dolby Surround, чтобы раздуть два канала до конфигурации 5.1.4. Короче, результат получился впечатляющим! Конечно, не таким эффектным, как на специально сделанном новом миксе, но гораздо лучше, чем можно было ожидать. Акустика Starke создала заметно расширенную и объёмную звуковую картину прямо на вступительной песне «4:30 AM (Apparently They Were Travelling Abroad)». Различные эффекты, как, например, раскаты грома, тиканье часов, дрель и фоновые голоса персонажей в окружающем пространстве звучали довольно убедительно. Трек «4:41 AM (Sexual Revolution)» включает несколько замечательных гитарных пассажей Эрика Клэптона, закреплённых за центральным каналом. «Старки» выдавали узнаваемое закольцованное звучание «Стратокастера» Клэптона абсолютно верно. Тыловые системы эффектно закручивали бэк-вокал вокруг меня вкупе с реверберациями органа, создающими жуткое чувство глубины. Барабаны бьют особенно сильно и глубоко на этом треке, спасибо SUB35 за создание правильного впечатления. Основной момент для меня на альбоме – трек «5:01 AM (The Pros and Cons of Hitch Hiking)». Тут есть всё: толстая мясистая басовая партия, бестелесный голос Джека Паланса как Ангела Ада, плывущего передо мной, автомобиль, который эффектно панорамирует через комнату слева направо и лирическое доказательство того, какая ужасная певица Йоко Оно.
Но главная фишка в этой песне – одно из самых грязных и дикие гитарных соло, которые должен был записать Эрик Клэптон со времени своей работы с Cream и Derek and the Dominos. Оно конкретно прописано в центральном канале, и благодаря Stark Halo Center Клэптон звучал столь невероятно живо и хорошо, что мне пришлось проигрывать его снова и снова с постоянно повышаемой громкостью. Никакой компрессии, ни намека на искажения, просто чистая музыка. Если бы у меня были свободные деньги, я бы купил этот центральный канал только за исполнение этого трека, вот как хорошо он звучал!
Roxy – The Movie, Frank Zappa and The Mothers. Universal Music/Eagle Vision/Zappa
Family Trust, 2015, Blu-Ray.
Я подсел на музыку Фрэнка Заппы благодаря хорошему другу в колледже (спасибо, мистер Уайт!), и это открыло мне глаза и уши в направлении рок-музыки, которая была настолько индивидуальной и в то же время настолько отличной от других прогрессивных музыкальных форм.
Заппа на протяжении всей своей карьеры успешно сочетал рок, джаз, блюз, фанк, классику, R&B, Doo-wop, добавляя сатиру и сценическое искусство, дирижируя всем этим с точностью и напором Зубин Мета в диско-туфлях! Roxy & Elsewhere всегда был одним из моих любимых альбомов Заппы, составленный из серии живых выступлений (с овердаббингом) в голливудском театре Roxy в 1973 году и, вероятно, с его самым известным составом группы. Об этом Blu-Ray долго говорили — фильм, снятый в течение этих шоу, имел проблемы из-за сложностей с записанным звуком, который в то время не удавалось точно синхронизировать. Но теперь, наконец, мы получили концерт с саундтреком в Dolby Digital 5.1. При том, что звук писался в 1973 году, объемный микс делает чудеса, помещая меня прямо в центр этого безумия, а колонки Starke Halo Elite делают масштаб происходящего довольно ощутимым. В ансамбле The Mothers много перемещений, и Halo Elite все их чётко фиксируют. Начиная с «Cosmik Debris» на сцене две ударные установки, расположенные во фронтальных каналах, и башни четко показывают индивидуальные стили барабанщиков Ральфа Хамфри и Честера Томпсона. SUB35 помогает басовому барабану прозвучать с приличной тяжестью и собранностью, но это запись 1973 года, поэтому он не может творить чудеса. Сублимированные фанковые клавиши Джорджа Дьюка имеют массу пространственных измерений от переднего правого и правого бокового каналов. Фанковое, блюзовое гитарное соло Заппы красиво передавалось в центральном канале, а перкуссии Рута Андервуда тонко структурированы и распределены по левой стороне и сзади, вместе с аудиторией и общей атмосферой комнаты, замыкающейся вокруг задней части. Отличным свидетельством мастерства этого ансамбля стали треки «T.Mershi Duween» и «Dog/Meat». На обоих расширены инструментальны партии — каждый музыкант, включая Заппу, по очереди играет на перкуссиях в добавок к своему основному инструменту. Акустика Starke действительно делает отличную работу, закручивая всё это действие вокруг вас, в то время как их собственная динамика заставляет почувствовать, что вы реально там присутствуете. Мне нравилось прислушиваться к перкуссионным нюансам и окружающим подробностям, присутствующим в звучании ксилофона, виброфона и маракасов.
SUB35 отлично проработал партии электрического баса Тома Фаулера, делая их понятными и легко отслеживаемыми. Сдвоенная ударная установка работает на этих треках просто фантастически, да и башни Starke с SUB35 слаженно прокачивали комнату, чтобы помочь мне услышать и почувствовать всю сложность партий Брюса Фаулера. Тромбонист также стоял в левом канале, выдувая гладко и плавно, а флейта «Наполеона» Мерфи Брока в паре с саксофоном звучала чисто и прозрачно в центральном канале. Всё это великолепие продолжается до конца шоу, но на треках «Cheepnis» и «Be-Bop Tango of Old Jazzmen.s Church» в микс добавлена участвующая в представлении аудитория.
Также нельзя пропустить четыре дополнительных трека в бонусной части этого диска, в частности, исполнение на бис “Dickey’s Such an Asshole”, абсурдного и выдающегося исполнения на бис. Вокал «Наполеона» Мерфи Брока и гитара Заппы воспринимались совершенно отвязными. Если вы когда-нибудь хотели понять, что такое настоящий музыкальный талант и оригинальность, по-настоящему безудержное веселье в 1970-х годах, прокрутите этот концерт. После стольких лет простого прослушивания этого шоу в стерео на CD, вдруг возник по-настоящему другой мир с возможностью увидеть реальный отснятый материал и услышать его в окружающем звучании через колонки Starke Halo Elite. Великолепно!
Испытательный стенд
Аудио тесты акустических систем Starke Halo Elite проводились с использованием калиброванного USB-микрофона Umik-1 совместно с программным обеспечением Room EQ Wizard. Характеристики колонок измерялись на акустической оси и вне её в комнате с микрофоном, установленным на расстоянии 1 метр. Измерения сабвуфера были сделаны с микрофоном на расстоянии 30 см от соответствующего драйвера.
Частотная характеристика Starke Halo IC-H5 Elite Tower на оси и вне её 20 Гц — 20 кГц
Частотная характеристика Starke Halo IC-H5 Elite Tower на оси и вне её 300 Гц — 20 кГц
Эти два графика показывают горизонтальные осевые характеристики систем Starke Halo IC-H5 Elite в прямом сравнении с измеренными при 15, 30 и 45-градусных отклонениях. Первый график показывает результаты, полученные в полном аудио диапазоне, а второй ограничен снизу на 300 Гц для большей детальности. Все линии идут похвально близко друг к другу до 3,5 кГц, после чего начинают ожидаемо расходиться.
Усреднённая характеристика Starke Halo IC-H5 Elite Tower в комнате
Этот график показывает характеристику Starke Halo IC-H5 Elite, полученную усреднением 10 измерений, сделанных в разных точках комнаты вокруг главной зоны прослушивания. В отличие от результатов, полученных вне оси, это даёт лучшее представление о том, какую характеристику системы имеют в реальной комнате. Общий результат достаточно ровный, если не считать заметного горба с центром на 90 Гц. Полагаю, это особенность конструкции систем, т.к. я наблюдал подобный же горб на характеристике башен при измерениях в своей студии, имеющей более чем вдвое больший размер, чем домашний кинотеатр. После этого подъёма отдача баса начинает снижаться примерно до 28 Гц, т.е. до заявленного значения. Интересно, что эта картина имеет близкое сходство с результатами измерений ARC EQ, полученными во время обзора.
Частотная характеристика Starke Halo IC-H5 Elite Center на оси и вне её 20 Гц — 20 кГц
Частотная характеристика Starke Halo IC-H5 Elite Сентер на оси и вне её 300 Гц — 20 кГц
Эти два графика показывают горизонтальные осевые характеристики систем Starke Halo IC-H5 Elite Center в прямом сравнении с измеренными при 15, 30 и 45-градусных отклонениях. Как и ранее, первый график показывает результаты, полученные в полном аудио диапазоне, а второй ограничен снизу на 300 Гц для большей детальности. Кривые, полученные при 0 и 10 град., полностью идентичны по всему диапазону с небольшим расхождением на участке 2 – 7 кГц. Линии, снятые на 30 и 45-градусах, держатся вместе до 1 кГц, после чего начинают расходиться до 6 кГц, а выше этой отметки каждая ожидаемо идёт своим путём.
Характеристика Starke SUB35, снятая в ближнем поле
График показывает частотную характеристику, снятую при близком расположении микрофона к диффузору активного драйвера и пассивному радиатору. Результаты суммировались без применения какой-либо коррекции. Характеристика выглядит похвально ровной без малейших выбросов и провалов. Спад отдачи на -3 дБ происходит на 20 Гц, как и указано в спецификациях.
Выводы
Акустика Starke Halo Elite производит сильное впечатление, как визуально, так и своим звучанием. Система Starke Halo Elite 5.1 дала наиболее ощутимый и захватывающий опыт домашнего кинотеатра, который мне до сих пор доводилось иметь в своём доме. У колонок смелый дизайн, и они были хороши в звуке на любом материале, который я им подкидывал. Это, конечно, недешёвое предложение, но и характер звучания, и качество изготовления, и внимание к деталям, которое они продемонстрируют потенциальному владельцу – всё это, по моему мнению, соответствует ценнику. Да и Starke, как компания, похоже, предоставляет определенный уровень гибкости с точки зрения пользовательских нюансов и удобств установки, которые владелец может посчитать ценными. Я оказался под впечатлением от каждого компонента этой чрезвычайно мощной системы. Качество сборки и отделки корпусов громкоговорителей — первоклассное. Качество уникальных драйверов тоже, как и мощность этого гигантского многоканального усилителя A7 Mk II. Это сокрушительно динамичная комбинация самого верхнего класса, и если у вас есть средства, чтобы позволить себе эти предложения от Starke, я бы порекомендовал вам рассмотреть их как можно серьезнее. У меня, к сожалению, таких нет, и я буду помнить время, проведённое со Starke Halo Elite, чтобы использовать впечатления в качестве эталона для других подобных систем, которые могут попасться мне на пути.
Настоятельно рекомендую.